Р.Т. Ефимова,
заместител дтректора по воспитательной работе МОУ « Болыиебикшихская СОШ» Канашского района
СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ
Се Пиндар, Цицерон, Вергилий - слава россов, Неподражаемый, бессмертный Ломоносов
(Г. Р.Державин)
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям и т. д. В целях позитивного влияния на личность ученика, в целях формирования в характере стойкости, и бесстрашия перед жизненными невзгодами, вполне целесообразным считаю на юбилейном вечере, посвященном 300- летию со дня рождения М.В. Ломоносова или на уроках внеклассного чтения), обратиться к произведениям великого поэта и ученого, а также к прозаическим произведениям и стихам о нем.
Первая группа учащихся готовит выступление на тему « М.ВЛомоносов - одописец, лирик и сатирик». Учащиеся декламируют отрывки из од, басен и др. произведений. Особый интерес для старшеклассников могут представлять следующие лирические произведения: «Как ночною темнотою...», « Жениться хорошо, да много и досады...»
Жениться хорошо, да много и досады.
Я слова не скажу про женские наряды.
Кто мил, на том приятен и убор;
Хоть, правда, что при том и кошелек неспор.
Всего несноснее противные советы,
Пример нам показал недавно мужичок,
Которого жену в воде достигнул рок.
Он , к берегу пришел, увидел там соседа:
Не усмотрел ли он, спросил, утопшей следа.
Сосед советовал вниз берега идти:
Что быстрина должна ее туда снести.
Но он ответствовал: « Я, братец, признаваюсь,
Что век жила со мною вопреки:
То истинно теперь о том не сумневаюсь,
Что, потонув, она плыла против реки (1,с.314-315)
1747
Что же касается стихотворения, предварительное знакомство с русской народной сказкой « Жена-спорщица» , может вполне сориентировать учащихся на творческий лад, побудить желание стихами изложить, осмыслить ту или иную сказку. В небольшом по объему стихотворении поэту « всего несноснее противные советы, упрямые слова и спорные ответы» Вторая группа учащихся, обратившись к стихотворениям о великом Ломоносове, знакомит с поэтами разных эпох, кто с благодарностью и восхищением обращается к величественному предку. Это - Г.Р. Державин,
« черкнувший»:
...В восторгах он своих где лишь черкнул пером,
От пламенных картин поныне слышен гром( 1, с.367)
1779
Это А.С.Пушкин, выбравший для чеканного четверостишия величественный гомеровский гекзаметр, предсказавший сыну рыбака великое Будущее.
...Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь
помощник царям( 1, с.367)
Ф.И. Тютчев видит М. Ломоносова неким исполином, победившим просвещенным разумом Тьму.
.. .Да велико его значенье- Он ,верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему,- Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной Боролся до звезды рассветной И устоял в борьбе ночной( 1, с. 369)
1865
Следует заметить, что Ф.И. Тютчев опоэтизировал М.Ломоносова именно как просветителя, первым заявившего, что в России наука « восстала против церкви»
Из поэтического наследия 19 века учащихся можно знакомить со стихами С.И. Стромилова ( 1810—1862), А. Н. Майкова ( 1821-1897), Н.А.Некрасова ( 1821-1877) и др .о великом М.Ломоносове.
Семен Иванович Стромилов
Ломоносов
Сонет
В соседстве двух морей, на родине
метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он
рожден;
Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен.
Покинув дом отца в стране чужой
далеко,
Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный
звук
Законник языка! ты стоишь поздней
славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал твой
язык!
1835
Николай Алексеевич Некрасов
К образу М.В. Ломоносова поэт обращался не раз. Кроме приведенного знаменитого стихотворения, он написал драматическую фантазию в стихах « Юность Ломоносова»
Школьник
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо ,ельник и песок-
Невеселая дорога ...
Эй! Садись ко мне дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдится! Что за дело?
Это многих славных путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь...
Знаю, батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может: ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну что ж!
Случай тоже уж не новый-
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Литература
Цитаты взяты из книги : Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем.М.1989