Методическая копилка учителя

МБОУ "Большебикшихская средняя общеобразовательная школа"

               Канашского района Чувашской Республики

Методслужба

 

 

 

Р.Т. Ефимова,

заместител дтректора по воспитательной работе МОУ « Болыиебикшихская СОШ» Канашского района

                                                      СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ

                                                                           Се Пиндар, Цицерон, Вергилий - слава россов, Неподражаемый, бессмертный Ломоносов

(Г. Р.Державин)

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гумани­стическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соот­ветствие задачам его развития и возрастным особенностям и т. д. В целях позитивного влияния на личность ученика, в целях формирования в харак­тере стойкости, и бесстрашия перед жизненными невзгодами, вполне целе­сообразным считаю на юбилейном вечере, посвященном 300- летию со дня рождения М.В. Ломоносова или на уроках внеклассного чтения), обратить­ся к произведениям великого поэта и ученого, а также к прозаическим произведениям и стихам о нем.

Первая группа учащихся готовит выступление на тему « М.ВЛомоносов - одописец, лирик и сатирик». Учащиеся декламируют от­рывки из од, басен и др. произведений. Особый интерес для старшекласс­ников могут представлять следующие лирические произведения: «Как ночною темнотою...», « Жениться хорошо, да много и досады...»

Жениться хорошо, да много и досады.

Я слова не скажу про женские наряды.

Кто мил, на том приятен и убор;

Хоть, правда, что при том и кошелек неспор.

Всего несноснее противные советы,

Пример нам показал недавно мужичок,

Которого жену в воде достигнул рок.

Он , к берегу пришел, увидел там соседа:

Не усмотрел ли он, спросил, утопшей следа.

Сосед советовал вниз берега идти:

Что быстрина должна ее туда снести.

Но он ответствовал: « Я, братец, признаваюсь,

Что век жила со мною вопреки:

То истинно теперь о том не сумневаюсь,

Что, потонув, она плыла против реки (1,с.314-315)

1747

 

Что же касается стихотворения, предварительное знакомство с русской народной сказкой « Жена-спорщица» , может вполне сориентировать учащих­ся на творческий лад, побудить желание стихами изложить, осмыслить ту или иную сказку. В небольшом по объему стихотворении поэту « всего несноснее противные советы, упрямые слова и спорные ответы» Вторая группа учащихся, обратившись к стихотворениям о великом Ломоносове, знакомит с поэтами разных эпох, кто с благодарностью и восхищением об­ращается к величественному предку. Это - Г.Р. Державин,

« черкнувший»:

...В восторгах он своих где лишь черкнул пером,

От пламенных картин поныне слышен гром( 1, с.367)

1779

 

Это А.С.Пушкин, выбравший для чеканного четверостишия величе­ственный гомеровский гекзаметр, предсказавший сыну рыбака великое Будущее.

...Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь

помощник царям( 1, с.367)

Ф.И. Тютчев видит М. Ломоносова неким исполином, победившим просвещенным разумом Тьму.

.. .Да велико его значенье- Он ,верный Русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему,- Как тот борец ветхозаветный,

Который с Силой неземной Боролся до звезды рассветной И устоял в борьбе ночной( 1, с. 369)

1865

Следует заметить, что Ф.И. Тютчев опоэтизировал М.Ломоносова именно как просветителя, первым заявившего, что в России наука « восста­ла против церкви»

Из поэтического наследия 19 века учащихся можно знакомить со сти­хами С.И. Стромилова ( 1810—1862), А. Н. Майкова ( 1821-1897), Н.А.Некрасова ( 1821-1877) и др .о великом М.Ломоносове.

 

Семен Иванович Стромилов

Ломоносов

Сонет

В соседстве двух морей, на родине

метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он

рожден;

Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца в стране чужой

далеко,

Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный

звук

Законник языка! ты стоишь поздней

славы.

Ты первый красоту и дух его постиг,

Ты дал ему права, законы и уставы,

Хаос его стихий ты жизнию проник,

И, прелестью его украсив величавой,

Ты к силе творческой вдруг вызвал твой

язык!

1835

Николай Алексеевич Некрасов

К образу М.В. Ломоносова поэт обращался не раз. Кроме приведенно­го знаменитого стихотворения, он написал драматическую фантазию в стихах « Юность Ломоносова»

Школьник

- Ну, пошел же, ради бога!

Небо ,ельник и песок-

Невеселая дорога ...

Эй! Садись ко мне дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдится! Что за дело?

Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идешь...

Знаю, батька на сынишку

 Издержал последний грош.

Знаю, старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

 Подарила на чаек.

Или, может: ты дворовый

 Из отпущенных?.. Ну что ж!

Случай тоже уж не новый-

Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Литература

Цитаты взяты из книги : Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потом­ков. Стихи и проза о нем.М.1989

Дата последнего обновления страницы 19.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»